История японского искусства [Ито Нобуо] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]



I

ИСТОРИЯ
японского

и

ИСКУССТВА

я*

ш з*



Го)>

я-

's

ZU

■=tr
сз

Ж
ва -ж
лV

-X

@П|
ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ПРОГРЕСС»
МОСКВА. 1965

ИТО
НОБУО
МИЯГАВА
ГОРЛО
МАЭДА
ТАЙДЗИ

ЁСИДЗАВА
ТЮ

ИСТОРИЯ
японского
ИСКУССТВА
ПЕРЕВОД С ЯПОНСКОГО

Перевод В. С. Гривнина
Предисловие и комментарии Н. А. Иофан и А. С. Коломиец

Редактор Б.

В. Поспелов

Книга представляет собой коллективный труд японских
ученых — специалистов в области истории искусства Японии.

В ней дается систематическое изложение истории японского
искусства с древнейших времен и до наших дней. Каждый
раздел, охватывающий определенный исторический период,

содержит сведения по архитектуре, скульптуре, живописи,

прикладному искусству. Авторы анализируют большое число
лучших произведений японского искусства, знакомят читателя
с творчеством выдающихся, художников, скульпторов, архи­
текторов. В книге содержится большое количество иллюстра­

ций, что значительно повышает ее ценность. Подобная работа
издается в Советском Союзе впервые.
Книга рассчитана на искусствоведов и читателей, инте­

ресующихся вопросами истории искусства стран Востока.
Перевод книги дается с некоторыми сокращениями.
В написании имен и фамилий сохранен принятый с
Японии порядок: сначала фамилия, затем имя.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Японский народ внес большой вклад в со­
кровищницу мирового искусства. Японская
цветная гравюра и монохромная живопись,
деревянное зодчество и разнообразная пла­
стика, фарфор и керамика, ткани и бумага,
изделия из соломы и бамбука и пр. поль­
зуются мировой известностью, привлекая
внимание профессионалов и коллекционеров,
антикваров и любителей.
Искусство японских художников подку­
пает глубокой человечностью, простотой и
скромностью и вместе с тем необыкновенно
тонким мастерством: классически виртуозной
линией, свободой композиции, цветовой гар­
монией. В японской живописи и графике
замечательно схвачено и подчеркнуто глав­
ное, ненужные детали не отвлекают внима­
ния. В этом — высокая целесообразность и
целеустремленность мастерства, которыми
проникнуты все виды японского искусства
от архитектуры до театра. Трактовка чело­
веческой фигуры, напряженный динамизм
композиции в классической гравюре укиё-э
достигнуты скупыми и лаконичными сред­
ствами и производят очень сильное впечат­
ление предельной выразительностью, содер­
жательной условностью, законченностью и
единством своего стиля.
Лучшие традиции японского националь­
ного искусства уходят корнями в далекую
древность. Красота и благородство деревян­
ных архитектурных конструкций средневе­
ковья возрождается в творчестве совре­
менных архитекторов. Поиски современных
мастеров графики, живописи, прикладного
искусства нередко идут путями, уже наме­
ченными творчеством японских мастеров
прошлого. В этой связи трудно переоценить

важность и актуальность освоения их твор­
ческого наследия.
Изучение изобразительного и приклад­
ного искусств, как, впрочем, и остальных
видов искусства Японии, началось сравни­
тельно недавно.
Определенных успехов в изучении исто­
рии японского искусства добилось советское
искусствоведение. В 1935 году была опубли­
кована монография Б. Денике «Японская
цветная гравюра», интересная тем, что,
помимо традиционной гравюры укиё-э, без
обзора развития которой не обходилось ни
одно исследование, автор знакомил чита­
теля с новой, демократической гравюрой Япо­
нии. Среди других работ, посвященных япон­
скому искусству, следует упомянуть не­
большую книжку О. Бубновой «Японская
живопись», вышедшую в 1934 году, «Япо­
ния. Альбом по архитектуре» Б. Денике изда­
ния 1935 года, работу Б. Вороновой «Тойо
Ода» и сборник статей «Японское искусг ство», опубликованный в 1959 году. С выхо­
дом в свет «Всеобщей истории искусства» в
советской литературе появилась первая свод­
ная история архитектуры и изобразительно­
го искусства Японии.
К сожалению, до настоящего времени со­
ветский читатель был лишен возможности
познакомиться с состоянием зарубежного, и
в частности японского, искусствоведения. На­
стоящая книга — первая японская моногра­
фия, переведенная на русский язык, несом­
ненно, представляет безусловный интерес
для лиц, работающих в самых различных
областях культуры.
Изучение истории национального искус­
ства в самой Японии долгое время не выхо-

кусства японского народа. Но вместе с тем
следует предупредить читателя об основных
недочетах публикуемого труда, которые за­
ставляют относиться к нему достаточно кри­
тически. Книга эта не может претендовать
на глубокое, всестороннее освещение про­
цесса развития искусства в Японии. Ее авто­
ры — Ито