Анналисты и антиквары [Ольга Витольдовна Сидорович] (pdf) читать постранично
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (17) »
т т■11УЗ
М!!ц*Г1
\зРтЩ1
*
I1[
У^ - 11Ч ^ т т и*-,
*
Российский
государственный гуманитарный
университет
О.В. Сидорович
АННАЛИСТЫ
И АНТИКВАРЫ
Римская историография
конца Ш -1 в. до и. э.
Москва
2005
УДК 930
ББК 63.3
С34
Рецензенты
д-р ист. наук Г.С. Кпабе,
канд. ист. наук II.Г1. Шкарепков
Художник
Михаил Гуров
15 ВЫ 5-7281-0590-4
© Сидоровнч О .В., 2005
© Российский государственный
гуманитарный университет, 2005
Оглавление
Предисловие............................................................................
7
Введение
Дивианская традиция, жреческие документы и антикварные
сочинения в исторической пауке XIX - начала XXI века ... 9
Глава I
Жреческие архивы и проблема Лптийеа М ахит .................
23
Анналы понтификов как историографическая
проблема......................................................................... 28
Анналы понтификов и Аппа1ез Махгпп ..................... 37
Комментарии понтификов ........................................... 6!
Киш и понтификов......................................................... 66
Время появления “Великих анналов” ........................ 72
Документы коллегии авгуров ....................................... 77
Использование архивных материалов
в республиканском Риме .............................................. 81
Глава 2
Римская аппалистика: становление жанра ............................ 90
Римская грекоязычпая историография .........................102
11ачало латппоявычпон историографии ...................... 110
5
Оглавление
Рождение анналиетики................................................... 120
Анналисты I в. до п.э.......................................................134
Проблема достоверности сочинений младших
анналистов........................................................................145
“Анналы” или "История”?: варианты названий
исторических сочинений римских авторов ...................156
Развитие аипалпстнческой историографии ................. 159
Глава 3
Марк Теренций Варрон и антикварная традиция...................165
Предшественники Варрона. Элин Стилон....................166
Марк Теренций Варрон: служба
на гражданском поприще .............................................. 176
“Триумвират” интеллектуалов:
Цицерон, Варрон, Аттик................................................ 185
Литературно-научная деятельность Варрона............. 190
Теологическая концепция Варрона .............................. 229
Философские взгляды Варрона.................................... 241
Исторические взгляды Варрона .................................... 252
Причины появления антикварных сочинений
в Риме и их значение..................................................... 266
Заключение
Апналпстнка и антнкнарнапнзм: общее н особенное............. 274
У к азател ь античных и м ен .................................................... 280
Предметный у к а з а т е л ь ......................................................... 286
У к азател ь римских топонимов
289
Предисловие
Эта книга - результат давнего интереса к римской
исторической традиции, который сформировался у меня
во время работы в спецсеминаре профессора (тогда еще
доцента) кафедры истории древнего мира исторического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ии Леонидовны
Маяк. В течение нескольких лет, начиная с 1970 г. и вплоть
до защиты кандидатской диссертации в 1982 г., я занима
лась одной из основных проблем истории архаического
Рима - формированием римской гражданской общины
(сп'Каз). Мои интересы ограничивались становлением си
стемы государственных учреждении, прежде всего сената,
и образованием римской аристократии, влияние которой
на политическую жизнь Римской республики осуществля
лось главным образом через сенат. Однако при разработ
ке конкретных вопросов истории архаического Рима я, как,
впрочем, и любой исследователь, работающий в этой обла
сти, сталкивалась с проблемой достоверности римской ис
торической традиции. Начало этой традиции было поло
жено в конце III в. до н.э., когда Римская республика всту
пала в период своего расцвета, а окончательно оформилась
она в конце I в. до н.э. - в эпоху становления нового поли
тического режима - принципата. Перед исследователями,
естественно, встает вопрос, на чем основывались красочные,
оформленные но всем законам риторики, рассказы римс
ких историков о далеком прошлом своего Города. Ответ на
этот вопрос неизбежно уводит нас к истокам традиционной
римской практики фиксации исторических событий. Как п
7
Предисловие
другие народы Древнего мира, римляне сохраняли намять
о славных деяниях своих предков в семейных преданиях
и официальных документах. К числу последних относи
лись анналы и комментарии, которые создавались полити
чески значимыми жреческими коллегиями - понтифика
ми и авгурами. Римские историки эпохи Республики анналисты и антиквары - часто ссылаются на эти сочине
ния, иногда цитируют их, заимствуя сведения, относящиеся
к разным сторонам общественной и государственной, но
главным образом, сакральной жизни римлян. Насколько
“светская” историография зависела от той, которая фор
мировалась в недрах жреческих коллегий, и можно ли во
обще говорить о существовании такой зависимости?
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (17) »
Последние комментарии
5 часов 48 минут назад
8 часов 21 минут назад
8 часов 50 минут назад
8 часов 57 минут назад
3 часов 12 минут назад
12 часов назад