М. Горький и поэты «Знания» [Сборник] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

БИБЛИОТЕКА ПОЭТА
О С КОВАНА

М. ГОРЬКИ м

{Большая серия

ое издание

ЛЕНИНГРАД

*

19 5

8

М. ГОРЬКИЙ
ПОЭТЫ,.ЗНАНИЯ"

СОВЕТСКИЙ

ПИСАТЕЛЬ

Вступительная статья,
подготовка текста и примечания
С. В. Касторского

М. ГОРЬКИЙ И П0ЭТЫ-«31Ш1ЬЕВЦЫ»

I. стихотворения и. ГОРЬКОГО

1

«А я пишу стихи каждый день», — сказал М. Горький Всевоз
лоду Иванову в вечер под новый, 1933 год. Сказал это «не то.
шутя, не то серьезно».1
Из массы стихов, написанных Горьким, до нас дошло очень
мало. Юношеские стихотворения его погибли еще в годы стран­
ствований писателя, одна сохранившаяся тетрадь была уничто­
жена им незадолго до смерти. Наконец, многие стихотворения не>
предназначались автором для печати. Большинство их также утра­
чено.
;;
Горький не раз иронически отзывался о себе как о стихо­
творце. Но примечательно, что, несмотря на это, он не прекращал
писать стихи и писал их всю свою творческую жизнь.
Художник революционного пролетариата намеревался всту­
пить в литературу поэмой «Песнь старого дуба». Как известно,
В. Г. Короленко, на суд которого юный Горький в 1899 году отдал
свое произведение, решительно забраковал его. Горький уничтр;
жил свою поэму. «Разорвал стихи и рукопись, кинул их. в топив­
шуюся печь, — рассказывал он, вспоминая впоследствии об
этом. — ...Решил не писать больше ни стихов, ни прозы недей­
ствительно, все время жизни в Нижнем—почти два года—ничего не писал. А иногда очень хотелось».2

’Всеволод Иванов. Встреча с Максимом Горьким. -М;г
1947, стр. 74.
2 «Литературная учеба», 1941, № 6, стр. 77.
5

Но вскоре Горький вернулся к стихам. В рассказ «Макар
Чудра» он вставил свои стихи —песню Лойка Зобара.
В том же 1892 году им была написана поэма «Девушка и
Смерть» и сказка «О маленькой фее и молодом чабане», в текст
которой также вошло несколько стихотворений (песни феи и ча­
бана).
Трудно сейчас судить о том, насколько был прав Короленко
в своей оценке «Песни старого дуба». Несомненно, в этой «Песне»
было много художественно несовершенного, но в то же время в
ней было и нечто новое, горьковское. В очерке «Время Короленко»
Горький так рассказывает об этом несостоявшемся своем вступ­
лении в литературу:
«В котомке у меня лежала тетрадь стихов и превосходная
поэма в прозе и стихах «Песнь старого дуба». Я никогда не болел
самонадеянностью, да еще в то время чувствовал себя малогра­
мотным, но я искренне верил, что мною написана замечательная
вещь: я затискал в нее все, о чем думал на протяжении десяти
лет пестрой, нелегкой жизни. И был убежден, что грамотное чело­
вечество, прочитав мою поэму, благотворно изумится перед но­
визною всего, что я поведал ему, правда повести моей сотрясет
сердца всех живущих на земле, и тотчас же после этого взыграет
честная, чистая, веселая жизнь — кроме и больше этого я ничего
не ждал».1
Короленко много говорил Горькому о значении формы, но
«ни одного слова о сущности поэмы».2 А идейное содержание
поэмы как раз и свидетельствовало уже о типично горьковском,
действенном отношении к жизни. Из поэмы в памяти Горького
осталась фраза: «Я в мир пришел, чтобй не соглашаться...» Эта
фраза — одно из свидетельств того действенного, энергичного от­
ношения к жизни, с которым Горький вошел в русскую литера­
туру.
О характере гражданской направленности ранней поэзии
Горького, предшествовавшей вступлению его в литературу, гово­
рит одно из немногих, к счастью, дошедших до нас стихотворений,

1 М. Горький. Полное собрание сочинений в тридцати то­
1951, стр. 6. В дальнейшем все ссылки на сочине­
ния Горького, за исключением случаев, особо оговоренных, даются
по этому изданию (тт. 1—30, М., 1949—1955). Тексты художествен­
ных произведений Горького цитируются по этому же изданию
мах, т. 15. М.,

без ссылок.

* Там же.
в

в котором он, тогда еще. Пешков, декларировал свою позицию как
писателя:
Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.

Конечно, в юношеской поэзии Горького были и другие мо­
тивы: нотки горечи, разочарования, одиночества. В том же декла­
ративном стихотворении он заявлял:
Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой:
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой...

Эти настроения в ранней поэзии Горького возникали вслед­
ствие столкновения юноши с окружавшей его в буржуазно-мещан­
ской среде ложью, злом, о чем он писал, например, в стихотворе­
нии «Тому на свете тяжело. ..»
Однако ведущим, определяющим началом в ранней поэзии
Горького был пафос радости жизни, протеста, борьбы.
Идейно близкие друг другу программные заявления Горькогопоэта: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», «Я грядущему
гимны пою» — получили свое развитие, и с каждым разом на но­
вом, более высоком идейном уровне, в его поэтических