Fashion-иллюстрация и дизайн одежды. Техники для достижения профессиональных результатов [Наоки Ватанабэ] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Серия «Fashion-иллюстрация»

Наоки Ватанабе

Fashionиллюстрация
и дизайн одежды
Техники для достижения
профессиональных результатов
Перевод с английского
Екатерины Петровой

Техники
для достижения
профессиональных
результатов
Наоки Ватанабе
Москва
« Манн, Иванов и Фербер»
2021

УДК 76.02:391
ББК 85.158.9:37.24-22
В21

Naoki Watanabe
Contemporary Fashion Illustration Techniques
На русском языке публикуется впервые

Ватанабе, Наоки
В21
Fashion-иллюстрация и дизайн одежды. Техники для достижения профес­
сиональных результатов / Наоки Ватанабе ; пер. с англ. Екатерины Петровой. —
М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 128 c. : ил. — (Fashion-иллюстрация).
ISBN 978-5-00146-143-2
В книге Наоки Ватанабе подробно, с пошаговыми инструкциями, описаны все
этапы и нюансы создания fashion-иллюстрации: от технического рисунка, особенностей анатомии и изображения человеческого тела до подбора цветов, фактуры,
орнаментов и правильной их передачи на листе.

УДК 76.02:391
ББК 85.158.9:37.24-22

Все права защищены. Никакая часть данной книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-00146-143-2

Contemporary Fashion Illustration Techniques
Copyright © 2008 Naoki Watanabe and Graphic-sha Publishing Co., Ltd.
First designed and published in Japan in 2008 by Graphic-sha
Publishing Co., Ltd.
Russian language rights arranged with Graphic-sha Publishing Co., Ltd.
through Paper Crane Agency, Tokyo, Japan
Original Japanese Edition Creative Staff
Author: Naoki Watanabe
Original design and Layout: Noboru Okano, Megumi Ooiyama
Photography: Sotaro Hirose
Model: Miki Kobayashi (swanky)
Cooperation: Junko Yamamoto (Kuwasawa Design School)
Japanese Edition Editor: Sachiko Oba
Foreign Edition Production & Project Management: Senna Tateyama
(Graphic-sha Publishing Co., Ltd.)
© Перевод на русский язык, издание на русском языке.
ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021

Предисловие
Дизайнеры-модельеры разрабатывают и воплощают свои творческие идеи
в эскизах и рисунках. В этой книге я расскажу вам о модных эскизах — именно
с них начинается создание одежды.
Студентам, изучающим основы и выразительные средства моды, да и всем, кто
имеет отношение к дизайну одежды, рисование не всегда дается легко. Радости творчества сопутствуют ограничения технического рисунка. Ведь даже
по самой красивой и искусной fashion-иллюстрации сшить модель затруднительно, если не задаться именно такой целью. Не стремитесь к поверхностной
красоте, а сосредоточенно и серьезно работайте — именно по тщательным
рисункам шьют одежду. Ваше старание сразу будет заметно на бумаге. Иногда
рисование дается легко, порой ничего не получается. Но со временем вы научитесь изображать свой уникальный дизайн. Результат достигается многочисленными правками и изменениями. Дизайнеру необходимо рисовать модель
в разных вариантах на стадии концептуальных набросков.
Эффектность и качество изделий, разработанных по фотографиям и распоротым образцам, отличаются от созданных по одному тщательному модному
эскизу. Об этом стоит знать студентам, да и профессионалам не лишне еще раз
напомнить.
Я привожу подробные инструкции в современной интерпретации, чтобы
вы смогли освоить основы модного эскиза для модельеров — технический
рисунок и цветную иллюстрацию. Вы найдете свой стиль, не сомневайтесь.
И это бесценно.

СОДЕРЖАНИЕ

1

3

Урок

Предисловие

Основы модного эскиза для модельеров
9

10

1 Пропорции тела

Изучаем красоту тела
11 Скелет и суставы
12 «Восьмиголовая» пропорция
14

Пропорция

16

Поза и ширина

18

2 Рисование головы
Лицо (анфас)

20 Лицо (профиль)
22 Лицо (три четверти)
24 Глаза и брови
26 Нос, уши, губы
28 Масса волос и прическа
30 Головные уборы
32

3 Рисование рук и ног

Руки и ноги (руки)
34 Руки и ноги (кисти рук)

2
Урок

36 Ноги, стопы, обувь (ноги и стопы)
37 Ноги, стопы, обувь (обувь)
38

4 Позы

Изучение поз
40 Положение стоя
42 Стоя с опорой на одну ногу
44 Позы в три четверти (переднее
бедро выше)
46 Позы в три четверти (заднее бедро выше)
48 Другие позы

Рисование одежды
51
52

1 Одежда

Силуэт
54 Плоское на объемном
56 Взаимосвязь ткани и тела
58 Ракурс
60 Вытачки, сборки, плиссировка,
драпировка
62 Свойства ткани и складки
64 Вариации линий
66 Наброски
68 Рисование по фотографиям

3
Урок

Рисование в цвете
71
72

1 Вводим цвет

4



О цвете

74

Инструменты и материалы

76

Работа с разными

инструментами


и материалами

78

Однородный цвет



и растушевка

80

Этапы раскрашивания

82

2 Орнамент

Урок

Конструирование
предметов
одежды
105
106

1 Технический рисунок

Что такое технический рисунок?
107 Длина и уровни
108 Характеристики изделия



Рисование орнамента

110 Каркасный шаблон

84

Примеры орнаментов

112

2 Этапы технического рисунка

114

3 Технический рисунок

86

3 Ткань



на компьютере

Воспроизведение вида ткани

88 4 
Передача

разных видов

тканей

Отдельные детали одежды
115 Конвертация цветов и добавление
орнаментов



Тонкие и прозрачные ткани

90

Вязаное полотно и трикотаж

116

92

Хлопок и деним

изделий

94

Осенне-зимние ткани (1)

Вязаные

96

Осенне-зимние ткани (2)

117 Трикотажные

98

Кожа и мех

118 Блузки и рубашки

Блестящие ткани

119 Платья

100

102 5 Компьютерная обработка


Разные способы обработки

4 Рисунки разных типов

120 Юбки
121 Брюки
122 Пиджаки
123 Легкие куртки и жакеты
124 Пальто
125 Нижнее белье

127 Послесловие

1
Урок

Основы модного эскиза
для модельеров

10

1

Пропорции тела

Изучаем красоту тела
Человеческое тело прекрасно, как произведение искусства. Тщательно изучите
его, прежде чем конструировать одежду. Без четкого представления о строении
тела невозможен качественный дизайн.
В уроке 1 мы будем не раз рисовать тело и фазы движения — это основы fashionиллюстрации.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Скелет и суставы
Кости скелета — основы тела человека — изогнуты. Они свободно двигаются,
поскольку соединены мышцами и суставами. Пропорции скелета с возрастом
меняются, а расположение и количество суставов остается прежним. Желтым
на иллюстрации помечен гибкий позвоночник и двенадцать основных суставов.
Мелкие суставы лица, кистей рук и стоп нас не интересуют. Что касается отмеченных, запишите и запомните, что они все разной формы.

11

12

«Восьмиголовая» пропорция
Идеальных пропорций, как на рисунке, нет ни у кого. Но чтобы убедительно изобразить человеческое тело на плоскости (бумаге), нужно
верно задать все соотношения. Этот рисунок основан на «восьмиголовой» пропорции (высота головы укладывается в росте 8 раз).

1

2

3

4

5

6

Подбородок

Грудь

Талия
и локти

Бедра
и запястья

Кончики пальцев

Колени

7

8

Пятки

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

У взрослых людей пропорции немного варьируют, но более-менее одинаковы. Линия груди проходит в двух головах от макушки, локти и талия — в трех, бедра — в четырех, кончики пальцев опущенных рук —
в пяти. Позже мы рассмотрим пропорции 7,5, 8,5 и будем рисовать
в пропорциях 9 и 10 голов, но для начала освойте «восьмиголовую».

Подбородок

Грудь

Талия
и локти

Бедра
и запястья

Кончики пальцев

Колени

1

2

3

4

5

6

7

Пятки

8

13

14

Поза и ширина
Пять фигур на этом развороте нарисованы в «восьмиголовой» пропорции, но с разной шириной и положением плеч, талии и бедер. Лучше
всего одежда смотрится на фигурах А и В. На фигурах C, D и Е одежда
выглядит иначе.

A

1

B

2

3

4

5

6

7

8

Ширина плеч

Талия

Ширина бедер

1,5 головы

2 головы

1 голова

1 голова

1,5 головы

1,5 головы

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

На фигуре с неправильными пропорциями одежда сидит совсем
по-другому. Даже в «восьмиголовой» пропорции можно ошибиться
незаметно для себя. Чтобы избежать этого, выучите такие соотношения: ширина плеч — 1,5 головы, полуобхват талии — 1 голова,
бедер — 1,5 головы.

C

D

E

1 голова

2 головы

1,5 головы

1 голова

1,5 головы

1 голова

1,5 головы

2 головы

1,5 головы

15

16

Удобный метод измерения
Есть простые правила, касающиеся пропорций частей тела — кистей рук,
рук, стоп, ног и торса. Запомните их, они пригодятся для дизайнерских
рисунков.

3/4 головы

2 головы

1 голова

За единицу измерения возьмите высоту головы. Так проще всего проверять точность изображения в разных позах, как на иллюстрации справа.

1 голова

1 голова

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

17

18

2

Рисование головы

Лицо (анфас)

1. Начертите рамку
с отношением ширины
к высоте 2:3 и разделите
ее пополам по вертикали
и горизонтали.

2. Нарисуйте яйцо
острым концом вниз,
чтобы контуры верхней
части слегка выходили
за рамку.

3. Разделите нижние
прямоугольники пополам по вертикали.

4. Половины разделите
пополам и с тем же
интервалом проведите
по одной вертикальной
линии у обоих краев
рамки.

5. Горизонтальными
линиями равной длины
наметьте границу нижних век.

6. Нарисуйте контуры
глаз. Внешний уголок
должен быть выше.

7. Добавьте радужные
оболочки, заходящие за
верхнее и нижнее веко.

8. Поставьте на вертикальной оси метку на расстоянии ширины глаза от верха
головы. Остальную часть
разделите на три части.
По верху первой трети
снизу проходит нижняя
линия носа.

1/2

9. Изобразите нижнюю
часть носа — она у 2же,
чем расстояние между
глазами, — и боковую
линию от внутреннего
уголка любого глаза.

10. Из точек на уровне
глаз нарисуйте уши,
загибающиеся дугой
к кончику носа. По высоте они равны ему.

1/2

1/3

11. Наметьте край нижней губы и линию рта,
как показано на рисунке. Рот должен быть чуть
шире расстояния между
глазами.

12. Нарисуйте губы.
Расположение их уголков
определяет выражение
лица. Скорректируйте
контур лица — ниже носа
он немного вогнутый.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

13. Нарисуйте линию роста
волос от метки из шага 8
плавной кривой, изгибающейся вниз к внешним
углам глаз и затем в стороны к ушам.

14. Наметьте брови из
точки над внутренним
углом глаза, по восходящей на 2/3 длины, далее
по нисходящей по направлению к кончикам
ушей. Нарисуйте шею.

15. Изобразите прическу
и тени на веках.

19

20

Лицо (профиль)
1/4

1/3

1/3

1/4

1/4
1/4

1. Начертите рамку с отношением ширины к высоте
5:9 и разделите пополам
по вертикали и на три
части по горизонтали.

2. Расставьте метки в соответствии с рисунком.

4. Начертите еще пять
вспомогательных линий.

3. Проведите пять тонких вспомогательных
линий, как на рисунке.

1/2

1/3

5. Обозначьте контуры
черепа, носа и подбородка.

6. Наметьте положение
нижнего века галочкой
в соответствии с вспомогательными линиями.
Нарисуйте ухо, ориентируясь на макушку и нос.
Шею сделайте поуже.

7. Нарисуйте спинку
носа и нижнюю часть.
Слегка загните кончик.
Нарисуйте верхнее
и нижнее веко.

8. Добавьте рот, ориентируясь на нижнюю
часть носа и подбородок. Положение линии
рта и нижней губы
показано на рисунке.

9. Наметьте прическу
и линию роста волос
на лбу.

10. Добавьте линию
роста волос.

11. Наметьте брови и закончите веки и губы.

12. Нарисуйте нижнюю
челюсть ниже уха и основание шеи.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

13. Нарисуйте радужные
оболочки. Добавьте
отдельные пряди волос
из закончите прическу.

14. Нанесите тени
на веки.

Даже незначительные вариации линий профиля заметно меняют выражение лица. Оттачивайте рисунок своего любимого профиля.

21

22

Лицо (три четверти)
1/3

1/3

1/3

1/4

1/4

1/3
1/3

1. Начертите рамку с отношением ширины к высоте
3:4, например 9×12 см,
и разделите пополам по
вертикали и горизонтали.
Внизу справа добавьте
еще один прямоугольник.

2. Расставьте метки в соответствии с рисунком.

3. Проведите девять тонких вспомогательных
линий, как на рисунке.

4. Начертите еще три
вспомогательные линии.

1/2

1/3

5. Наметьте контуры
головы и шеи.

6. Нарисуйте нос и ухо
по вспомогательным линиям. Ниже уха добавьте
нижнюю челюсть.

7. Проведите диагональ,
как показано на рисунке, чтобы определить
положение внутреннего
уголка глаза. Дугой наметьте нижнее веко.

8. Положение линии рта
и нижней губы показано
на рисунке.

9. Тонкими линиями
изобразите рот и нижнюю
губу. По вспомогательным
линиям найдите положение линии роста волос.

10. Нарисуйте пряди
волос по направлению
к затылку.

11. Наметьте линию
роста волос.

12. Добавьте брови,
закончите веки и губы.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

13. Нарисуйте дугу
нижней челюсти.

14. Добавьте радужные
оболочки глаз, закончите брови и прическу.

15. Нанесите макияж
на веки.

23

24

Глаза и брови
Глаза
Глаза играют огромную роль в модном эскизе. Их форма, например,
сильно влияет на выражение лица модели. Учитесь рисовать глаза,
чтобы мимика подходила к дизайну одежды.

Глаз состоит из глазного
яблока и век. Веки не
плоские, поэтому отбрасывают тень. Если ресницы начинаются из теней,
получается естественный
и нежный взгляд.

Сначала проведите ось,
соединяющую верхний
и нижний уголки глаз, затем
добавьте дуги верхнего
и нижнего век. Покажите
толщину верхнего века тенью на радужной оболочке.
Верхние ресницы рисуйте
от внутреннего края века,
а нижние от внешнего.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Пробуйте рисовать глаза
разной формы, чтобы научиться воспроизводить
любое выражение лица.

Брови
Толщина и угол бровей также влияют на выражение лица. Начинаются они над внутренним уголком глаза. Не делайте кончик
слишком длинным.

Середина
лица

25

26

Нос, уши, губы
Нос
В модном эскизе нос упрощен. Достаточно наметить его, в детали
углубляться не стоит. Рисуйте только один край спинки, смещенный
от середины лица. Никогда не изображайте ноздри круглыми.

Уши
Уши рисуют вместе с сережками, очками и головными уборами, но, как и нос, упрощенно.
Проверяйте их расположение, размер и не забывайте мочки.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Губы
Мягкие и подвижные губы, несмотря на малый размер, — ключевой
элемент мимики и передачи эмоций модели. Старайтесь изобразить
любимую форму губ.

Верхняя губа чуть шире
и выступает над нижней.

Сначала наметьте ширину
и толщину губ дугами по
контуру. Затем нарисуйте
ямочку над верхней губой. Нижняя должна быть
светлее, поскольку слегка
выступает вперед и на нее
падает свет.

Зубы не должны быть слишком заметными. Помните,
лицо — не самая важная
часть модного эскиза.
Оно не должно отвлекать
внимание от одежды.

27

28

Масса волос и прическа
Волосы
Как и макияж, прическа — определяющий элемент стиля. Она должна
быть уместной.
Потренируйтесь рисовать забранные назад волосы, плотно лежащие
на голове. Помните: масса волос имеет объем и приподнимается над
черепом. Пряди рисуйте быстрыми изогнутыми штрихами по направлению к пучку от линии роста, не обводя ее контуром. Естественнее
всего выглядят группы штрихов в одном направлении. Постепенно
переходите к более объемным прическам, учитывая, что масса волос
в них выше поднимается над черепом.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Учитесь рисовать по-разному лежащие
пряди и локоны в прическах.

29

30

Головные уборы
Шляпа
У каждого головного убора своя история. Они различаются по типам
и назначению и влияют на стиль модного эскиза не меньше, чем прическа и макияж.
Шляпа состоит из тульи, покрывающей голову, и полей. Сначала наметьте прилегающий к голове край тульи и ее внешнюю окружность.
Затем добавьте поля, показывая верхнюю и нижнюю плоскости.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Видов головных уборов не перечесть — от простейших до меняющих стиль в зависимости от того,
куда загнуты поля. Внимательно рассматривайте,
как тулья соединяется с полями.

31

32

3

Рисование рук и ног

Руки и ноги
Руки
Часть рук, прикрытая рукавами, важна для акцентирования позы модели. В модном эскизе руки подчеркивают боковую линию и силуэт одежды. Но, как бы хорошо вы их ни рисовали, они не должны
отвлекать внимание от дизайна одежды. Они лишь дополняют рукава и образ.
ТП (точка плеча)

Рука начинается от плеча, локоть находится на уровне талии, запястья —
на уровне лобковой кости, а кончики
пальцев — посередине между бедром
и коленом. Верхняя часть руки прямая,
как труба, за исключением выпуклости
дельтовидной мышцы у плеча. Нижняя
часть плавно сужается к запястью, а внутренний контур до большого пальца
похож на узкую S.

На согнутой руке локоть образует
острый угол.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Не забывайте, что рука оканчивается кистью. Тренируйте вести контур от плеча до кончиков пальцев одной линией.

Если не нужно подчеркнуть карман, кисть руки
на бедре должна быть расположена так, чтобы пальцы у основания соприкасались с контуром тела.
Они не должны быть слишком далеко от него.

33

34

Кисти рук
Длина кисти составляет 3/4 высоты головы, а длина ладони равна длине среднего пальца. Посмотрите на основания и кончики пальцев —
они расположены по дуге. Нарисуйте пальцы, разделив их на фаланги
между суставами.

1/2

1/2

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Жесты рук очень разнообразны. Тренируйтесь рисовать кисти в разных положениях, чтобы при работе
над эскизом основное внимание уделять одежде.

35

36

Ноги, стопы, обувь
Ноги составляют почти половину роста и удерживают все тело. Как
и руки, они состоят из подвижных частей. Учитывайте это, отображая
их изгибы: тогда рисунок выйдет правдоподобным. Чаще всего ноги
закрыты одеждой. Но стоит научиться их рисовать: в ряде моделей
предусмотрены открытые ноги.

Ноги
Ноги не прямые сверху донизу, их контуры изгибаются вокруг суставов. Во фронтальном ракурсе контур ноги похож на контур руки, но
впадины по обеим сторонам колена расположены иначе, как и кости
голеностопного сустава. В боковом ракурсе нога похожа на узкую S
с резким изгибом под икрами.

1/3

Стопы
Стопа выглядит по-разному в зависимости от высоты каблука, а босые
ноги редко фигурируют в модном эскизе. Даже в сандалиях стопы видны не полностью и изображаются вместе с подошвой. Тренируйтесь
рисовать стопы на каблуках разной высоты.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Обувь
Туфли — важный элемент модного образа. Для начала потренируйтесь
рисовать подошву разных типов обуви, от сандалий до сапог.

Разделите подошву пополам вдоль и наметьте внутренний контур.
Определите высоту каблука или подошвы и вид подъема. Прочертите
выверенные кривые по контуру воображаемых ступней. Хотя бы раз
нарисуйте обувь с натуры.

37

38

4

Позы

Изучение поз
Поза зависит от углов, под которыми сходятся кости. В положении
стоя вместе с позвоночником наклоняется плечевой пояс. Тазовый
пояс смещается при переносе веса на одну ногу. Главное правило —
«под опущенным плечом приподнятое бедро».

Рассматривая позы, представляйте себе лежащую на боку букву Н.
Как показано на рисунке А внизу, поза с весом на одной ноге выглядит
естественно. Но учитывайте, что заметный перекос создает избыточные складки на одежде и усложняет композицию. В некоторых фазах
движения плечевой пояс параллелен тазовому, как на рисунке В,
но такие позы не всегда выглядят естественно.

A

B

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

Тело человека более или менее симметрично и его размеры постоянны независимо от позы. Если обе ноги стоят на земле, угол наклона
бедер, коленей и стоп одинаковый.

Модель на рисунке А стоит ровно, а на рисунке В вес смещен на одну
ногу. Фигуры различаются наклоном плечевого и тазового пояса.
С и D отличаются от А и В, но положение торса у них такое же, как у В.
При одном положении торса можно нарисовать много поз для разных
предметов одежды, если научиться естественно изображать руки
и ноги в любых фазах движения.

A

B

C

D

39

40

Положение стоя
Это симметричная поза, самая простая для рисования одежды: в этом случае не образуется лишних
складок. Найдите расположение ключевых элементов с помощью линейки и закончите контуры силу­
эта линиями от руки. Практикуйте рисование от руки, отрабатывая навык до автоматизма.

1

1

1

1,5 головы
2

1/4 головы
2

2

1 голова

3

1 голова

3

3

4

1,5 головы

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

1. Оставив место для прически, разделите 2. Нарисуйте шею (шириной 1/2
головы) и наметьте контуры силуэцентральную ось на 9 частей и нарисуйта, соединив плечи, талию и бедра.
те голову в соотношении 2:3 (ширина:
От бедра продлите контур до пере­
высота). От обеих ее сторон прочертите
сечения линии 8 с вертикальной
вниз две вертикальные линии. Проведилинией от контура головы.
те горизонтальные линии длиной 1,5, 1
и 1,5 головы, как показано на рисунке.

1

3. Наметьте руки от плеча до точки пересечения линии 5 с продленной линией бедра — уровня кончиков пальцев. На краях
плеч нарисуйте круги (1/4 высоты головы).
Наметьте линию груди (длиной в 1 высоту
головы) чуть ниже линии 2 и лобковую
кость чуть ниже линии 4.

1

1

2

2

2

3

3

1/2

3

1/2
4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

4

3/4 головы

3/4 головы

4. Наметьте линии плеч от середины
шеи до верхней точки кругов. Проведите линии внутренних контуров
ног, как показано на рисунке.

5. Проведите линии из центров кругов
к центру линии 3 до пересечения
с вертикальными линиями. Из точки
посередине между линиями 3 и 4
проведите линию к лобковой кости.

9

6. Соедините линию груди с линией 3
по направлению к лобковой кости.
Далее продлите пунктиром от
середины шеи. Наметьте запястье
и пальцы ног (3/4 высоты головы).

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

В модных эскизах фигура человека нужна только для демонстрации
одежды, реалистичность не требуется. Сглаживайте выступы суставов
и мышц, спрямляя линии. Ширина плеч, талии и бедер варьируется вместе с модными тенденциями и должна выгодно подчеркивать фасон.

1

1
ТП

2

ТГ

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

7. Нарисуйте мышцы и суставы, добавив изгибы
изначальным линиям. На этом этапе работайте
от руки. От ТП проведите S-образную линию через
подмышку до талии. Отдельно наметьте контур
бедер. Нарисуйте ключицы, грудь и колени.

8. Для одежды нужны 6 структурных линий:
3 вертикальные — одна на центральной оси
и 2 ребра, делящих торс на фронтальную
и боковые плоскости, — и 3 горизонтальные
на линиях груди, талии и бедер.

41

42

Стоя с опорой на одну ногу
Эта поза популярна благодаря своей динамичности. Она симметричная, на ней видны оба бока, и в то же время изящная. Почаще отрабатывайте ее, чтобы набить руку.

1

1

1

2

2 1,5 головы

2

3

3

1 голова

90°

3

4

4 1,5 головы

90°

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

1. Слегка наклоните линии плеч,
талии и бедер, как показано на
рисунке. Линии талии и бедер
параллельны и немного длиннее
с верхнего края.

2. Прочертите прямую, пересекающую
линии талии и бедер под углом 90°, от
середины линии плеч до лобковой кости. Отметьте ширину линий плеч, талии
и бедер, как показано на рисунке.

3. Соедините плечи, талию и бедро
с одной стороны и продлите внешний контур опорной ноги до линии 9. Бедро сделайте округлым.

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

4. Проведите линии параллельно
линии бедра через центры
линий 6 и 8.

5. Соедините плечи, талию, бедро и колено
с другой стороны. Изменив направление,
продлите контур до точки чуть выше линии 9. На коленях и плечах наметьте круги.
Проведите вспомогательные линии рук.

6. Нарисуйте шею, плечи, руки, внутренние контуры ног и стоп, линию
груди и линию под грудью.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

7. Изобразите контуры тела плавными линиями. Линией симметрии подчеркните объем
торса: обведите выпуклости от ключиц
до лобковой кости.

8. В завершение проверьте структурные линии
по наклону тела.

43

44

Позы в три четверти (переднее бедро выше)
Позы в три четверти с опорой на одну ногу делятся на два типа.
В первом выше переднее бедро. Этот вариант подходит для моделей одежды с широким подолом.

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

1. Наклоните линии плеч, талии и бедер, как на рисунке. Линии талии
и бедер параллельны и немного
длиннее с верхнего края.

1

90°

90°

1,5 головы

2

1 голова

3

1,5 головы

4

2. Проведите линию от середины линии
плеч под углом 90° к ней до середины
линии талии. Изменив направление, под
углом 90° продлите ее до линии бедер.
Отметьте границы плеч, талии и бедер.

3. Соедините плечи, талию и бедро
с одной стороны и продлите внешний контур опорной ноги до линии 9. Бедро сделайте округлым.

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

4

90°
1/6

4. Нижний конец линии бедер укоротите на 1/6. Наметьте контур торса
внутрь от края плеча и продлите
до линии 9, как на рисунке. Проведите вспомогательные линии,
параллельные линии бедер.

5. На коленных и плечевых суставах наметьте круги. Проведите вспомогательные линии рук.

6. Нарисуйте шею под небольшим
наклоном, а также плечи, руки, внутренние контуры ног и стоп, линию
груди и линию под грудью.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

7. Изобразите контуры тела плавными линиями. Центральной линией подчеркните объем
торса: обведите выпуклости от ключиц
до лобковой кости.

8. В завершение проверьте структурные линии
по наклону тела.

45

46

Позы в три четверти (заднее бедро выше)
Второй вариант — поза, при которой выше заднее бедро. Благодаря
своей динамичности она подходит к разным видам одежды.

1

1

1

1,5 головы
2

2 1/6

3

3

1/6
1 голова

2

3

1,5 головы
90°

4

4 1,5 головы

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

1. Наклоните линии плеч, талии и бедер, как на рисунке. Линии талии
и бедер параллельны и немного
длиннее с верхнего края.

2. Проведите линию от середины линии
плеч под углом 90° к ней до середины линии бедер. Сместите линию плеч к длинному концу на 1/6 и укоротите верхний
край линии талии на 1/6.

4

3. Соедините плечи, талию и бедро
с одной стороны и продлите внешний контур опорной ноги до линии 9.
Бедро сделайте округлым.

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

4. Проведите вспомогательные
линии, параллельные линии бедер,
как на рисунке.

5. Соедините плечи, талию, бедро и колено
с другой стороны. Изменив направление,
продлите контур до точки чуть выше линии 9. На коленных и плечевых суставах
наметьте круги. Проведите вспомогательные линии рук.

6. Нарисуйте шею под небольшим
наклоном. Проведите линию груди,
сместив ее к опорной ноге. Линией
по центру обведите выпуклости
груди для создания объема.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

7. Нарисуйте контуры тела плавными линиями.

8. В завершение проверьте структурные линии
по наклону тела.

47

48

Другие позы
Можно бесконечно варьировать позы, меняя положение головы, рук,
кистей, ног и стоп.

Урок 1. Основы модного эскиза для модельеров

49

2

Урок

Рисование одежды

52

1

Одежда

Силуэт
Одежду рисуют поверх тела (см. урок 1) с учетом ее структуры. Важна каждая
линия, но не обязательно все они должны быть реалистичными. Главное — рисовать, пока не получится точно то, что вы хотели. Пробуйте создавать собственный
дизайн, регулярно упражняясь.

Урок 2. Рисование одежды

На рисунке хорошо смотрится любая красивая драпировка, но
в реальности одежда держится на плечах, бедрах либо закреплена
ремнем на талии. Воплощая свои идеи в эскизе, учитывайте, от каких
точек ткань ниспадает, и избегайте элементов, противоречащих силе
тяжести или слишком статичных. Так вы найдете идеальный силуэт.

53

54

Плоское на объемном
Между объемным телом человека и надетой на него плоской тканью
образуется зазор. Он дает удобство движения, создает красивые
линии и зависит от формы и фактуры материала. В модных эскизах
важно всегда учитывать этот зазор.

Урок 2. Рисование одежды

На этих рисунках тело просвечивает сквозь ткань. Развитие способности визуализировать скрытую под одеждой форму и подгонять к ней
структурные особенности одежды — базовый этап обучения дизайнеров, не только модельеров. Для начала разберитесь в общей структуре, не вдаваясь в детали.

55

56

Взаимосвязь ткани и тела
В одних моделях зазор между телом и одеждой предусмотрен для
удобства движений, в других это часть стиля. Изучите, какие части
тела контактируют с тканью, а какие нет. Посмотрите на свою одежду
и попробуйте ее нарисовать. Особое внимание уделяйте рукам и ногам и не забывайте о силе притяжения.

Урок 2. Рисование одежды

57

58

Ракурс
Модный эскиз выглядит убедительнее, если модель и одежда изображены объемно. На четырех рисунках на развороте модель нарисована
с разных точек зрения. Если сравнить тело с трубой, то станет понятно,
что в первую очередь о ракурсе говорит подол.

Урок 2. Рисование одежды

В отличие от вертикальных линий тела, контуры горизонтальных элементов, например подола, видны и за спиной модели. Придерживайтесь выбранного ракурса, чтобы одежда выглядела правдоподобно.
Стандартный вариант в модных эскизах — на уровне глаз модели в 2–3
метрах от нее.

59

60

Вытачки, сборки, плиссировка, драпировка
Вытачки, сборки и плиссировка увеличивают или уменьшают объем
одежды. Их наличие определяется структурой и функциональностью.
Нужно точно определить, где и в каком направлении надо добавлять
или убавлять объем.

+
+

Урок 2. Рисование одежды

Дизайнеры также учитывают объем и направление драпирующихся
складок, которые образуются в соответствии с долевой нитью, формой тела и силой тяжести. Подчеркните складками свойства ткани,
фасон и т. п.

61

62

Свойства ткани и складки
Во время движения на одежде образуются складки. Если точки натяжения далеко друг от друга, появляются вертикальные, горизонтальные и диагональные складки. Чтобы убедительно изобразить их,
рисуйте плавные изгибы от одной точки натяжения к другой.

Урок 2. Рисование одежды

Начинайте изображать складки не от контуров тела, а от внутренней
части. Учитывайте фактуру ткани, чтобы не исказить дизайн. Внимательно смотрите на направление складок.

63

64

Вариации линий
Варьируя толщину линий и показывая объем складок, вы повысите
информативность модного эскиза. Тень под выступающими краями
создает ощущение мягкости ткани.

Изучите разницу между объемными
и схематичными складками.

Урок 2. Рисование одежды

Не забывайте о деталях.

Левый воротник выглядит как бумажка, следующий
уже чуть мягче. Всего несколько линий значительно
улучшают рисунок и дают представление о толщине
ткани и даже о пошиве.

65

66

Наброски
Десятиминутные наброски с живой модели — эффективный способ
развить наблюдательность и освоить азы. Цель — научиться видеть
главное и набить руку, точность не на первом месте. Сосредоточьтесь
на том, что видите. Сначала свободными штрихами наметьте тело,
затем постепенно дорабатывайте детали.

Урок 2. Рисование одежды

Закончив рисунок и стерев ненужные линии, вы заметите, что строгих
вертикалей и горизонталей на нем почти нет. Рисуйте людей, которые
вам нравятся. Они подскажут больше стилей и поз, чем профессиональные модели.

67

68

Рисование по фотографиям
Фигура модели на фото идеальная: высота головы укладывается
в рост 8 раз. Но если обвести контуры на фото, без теней и цвета, она
покажется шире (А), чем на самом деле. Пропорционально удлините
шею, руки и ноги, и рисунок выйдет красивее и естественнее, даже без
теней и цвета (В).

A

B

Урок 2. Рисование одежды

При рисовании по плоскому оригиналу, например фотографии, стоит
немного преувеличивать реальность. Качественных фотографий для
такой тренировки в избытке. Рисуйте как можно чаще.

69

3

Урок

Рисование в цвете

72

1

Вводим цвет

Инструменты и материалы
Выбирать их — сплошное удовольствие. Основной и самый надежный
материал для модных эскизов — акварель. Стандартный набор включает
бумагу, карандаши и акварельные краски, но вы можете взять любые инструменты и материалы, которые дадут быстрый и стабильно качественный результат. Это и есть главное, а не правила или техники рисования.
Для начала попробуйте предложенные на следующих страницах методы,
а потом сможете варьировать их на свое усмотрение.

5
2

4

6

3
3

1
2

5

1

4

Для линейного рисунка:

Для точности
и аккуратности:

1. Карандаши (от 3Н до 3В)
2. Механические карандаши
3. Растушевка
4. Ручки для рисования (тонкие,
средние и толстые)
5. Ручка-кисть

1. Линейки и трафареты
2. Канцелярский нож
3. Ластики (обычный и клячка)
4. Малярный скотч
5. Большая мягкая кисть
6. Аэрозольный фиксатив

3
4

2

Для записей и набросков:
Для рисования
красками:

5

1

1. Палитра для красок
2. Палитра для смешивания
3. Емкость для ополаскивания кистей
4. Емкость для чистой воды
5. Тряпка

6

Для подробного рисунка:
Кисти (широкие, средние
и тонкие)

3

2
4

1

1. Скетчбук
2. Альбом для рисования
3. Бумага для рисования
4. Альбом для маркеров
5. Бумага для принтера
6. Калька (рулон)

5

Урок 3. Рисование в цвете

1

1

2
3

Для раскрашивания:
1. Цветные карандаши
2. Маркеры
3. Пастель

2

3

Для раскрашивания
кистью:
1. Акриловая краска
2. Акварель в кюветах
3. Акварель в тюбиках

73

74

О цвете
Сначала цвет, потом форма и материал. В любом дизайне, не только в моде, он главный. Он производит более быстрое и сильнее впечатление, чем форма. Скажем, описывая фрукт, мы не говорим
о его форме. Достаточно сказать «красное яблоко», и сразу возникает образ. Мы рисуем, чтобы разработать дизайн и показать его другим, поэтому к выбору цвета нужно подходить тщательно. Всех
цветов не счесть — и это прекрасно. Но и выбрать из них сложнее. Поэтому для развития чувства
цвета стоит поучиться смешивать краски. И не забывайте, что наука не стоит на месте: стоит быть
в курсе новейших исследований о цвете.
Чтобы разобраться в цветовых характеристиках ткани или сформулировать техзадание для печати принта, надо знать основы теории
цвета. Рассмотрим тон, светлоту и насыщенность.

Тон — основное отличие одного цвета от другого. Он бывает красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и т. д.

Светлота — определяет уровень света и тени в цвете
и степень его яркости.

Насыщенность — интенсивность и яркость цвета в диапазоне
от серого и приглушенного до чистого.

Маджента, желтый и циан.
Из этих трех цветов можно
смешать любые другие. Их
нельзя получить смешением
других цветов, поэтому они
называются основными.

Маджента (М) + желтый (Ж) = красный (К)
Желтый (Ж) + циан (Ц) = зеленый (З)
Циан (Ц) + маджента (М) = синий (С)
Ц
М+Ц=С

Ц

М

З=Ц+Ж

Ж

Циан Маджента Желтый

Оттенки цвета можно дополнительно варьировать, добавляя
белый и черный.

М

Ж

К=М+Ж

Б

Ч

Белый

Черный

Урок 3. Рисование в цвете

Смешивание цветов
Модный эскиз — по сути концептуальный рисунок одежды, поэтому в выборе
цветов руководствуйтесь интуицией. Их должно быть немного. Краски наносятся
на небольшие участки, расход тоже невелик. В нашем случае в первую очередь
стоит озаботиться подбором и смешиванием цветов на палитре. Это важнее метода нанесения. Иногда идеальный цвет получается случайно. Смешивание красок — не технический, а творческий процесс.
Какие цвета выбрать для модного эскиза? Естественно, соответствующие расцветкам тканей. Смешиванием можно получить широкий диапазон оттенков, но начинающие обычно пользуются чистыми цветами и раскрашивают иллюстрацию во все
цвета радуги. Яркие цвета прекрасны, но не надо забывать, что цвет ткани должен
гармонировать с тоном кожи. Из этого в первую очередь и стоит исходить при выборе красок для модного эскиза.
Для приближения цвета к оттенку кожи можно добавить к нему немного черного
или белого. Это удобно, если вы уже выбрали ткань и вам необходимо показать
на рисунке ее реальный цвет.

75

76

Работа с разными инструментами и материалами
Рисовать можно акварелью, маркерами, цветными карандашами, пастелью, простыми карандашами, ручкой-кистью и ручками. Оптимальный
вариант — акварель, однако, сочетая ее с другими материалами, вы
улучшите результат.
Бумага для принтера
Пастель
Цветные карандаши

Бумага для рисования
Маркеры
Цветные карандаши

Бумага для рисования
Маркеры
Цветные карандаши

Бумага для рисования
Гуашь (непрозрачная
краска)
Цветные карандаши
Бумага для рисования
Маркеры
Цветные карандаши

Урок 3. Рисование в цвете

77

Бумага для рисования
Акварель
Маркеры
Цветные карандаши

Бумага для рисования
Акварель
Карандаш

Бумага для рисования
Акварель
Маркеры
Цветные карандаши

Бумага для рисования
Маркеры
Ручка-кисть

Бумага для рисования
Акварель
Пастель

78

Однородный цвет и растушевка
Есть два способа раскрашивания: в одном краска наносится однородным слоем на всю область, а в другом один из краев растушеван.
В последнем подразумевается освещенный край, как показано на рисунке ниже. На сторону, обращенную к источнику света, наносите
краску прозрачным слоем, более плотным в середине и чуть светлее
на другой стороне, а с краю добавьте тень.

Урок 3. Рисование в цвете

Однородный цвет

Растушевка

Используется, когда важен контраст формы
и цвета. Объем можно показать толщиной
линий или тенями.

Этим способом можно подчеркнуть фактуру
ткани и усилить объем. Поскольку цвета наносятся не на весь лист, на раскрашивание уходит
меньше времени.

79

80

Этапы раскрашивания
Ниже описаны этапы работы тремя видами материалов: гуашью, маркерами и цветными карандашами. Не старайтесь сразу покрыть большую область. Делайте маленькие штрихи, так будет аккуратнее. В работе с цветом стремитесь к совершенству.

1. Набросок на бумаге
для принтера с минимумом складок
на одежде.

2. Перенос наброска:
затушуйте обратную
сторону карандашом, положите лист
лицом вверх на бумагу для рисования
и обведите контуры.

3. Линии переноса
бледноваты, обведите их карандашом.

4. Определите,
откуда падает свет,
и нанесите телес­
ный цвет. Сторону
в тени сделайте
чуть темнее.

5. Нанесите светлый
тон базового цвета
волос.

6. Раскрашивайте с того места, с которого удобно. Смешайте
нужный цвет и удалите с кисти излишек краски. После
высыхания акварель меняет цвет, поэтому предварительно
сделайте пробный мазок.

7. Двигайтесь от нижних слоев к верхним и от больших областей
к мелким. Края верхних слоев (воротника и ремней) не трогайте.

8. После каждого мазка ополосните кисть и растушуйте
края.

Урок 3. Рисование в цвете

9. Добавьте детали.

Нарисуйте тень
на шарфе
маркером.

Металлические
детали изобразите
золотой или серебряной краской.

Разметьте текстуру ткани цветным
карандашом.

Проверьте
цветовую схему
аксессуаров.

Обведите бледные контуры.

Карандашом
раскрасьте
аксессуары.

Добавьте швы,
стежки и прочие
детали.

81

82

2

Орнамент

Два важных правила рисования орнамента
Первое: орнамент повторяет все изгибы и складки ткани. Как видно на рисунке 1, горошины становятся вертикальными овалами, когда ткань свернута в рулон или уложена складками. Второе: учитывайте, как орнамент
ложится по выкройке (рисунок 2). Здесь изображена клетчатая ткань,
долевая нить проходит вертикально, она показана красными линиями.
Убедитесь, что середина переда (СП) параллельна долевой нити. Орнамент на рисунке должен выглядеть естественно.

1

2

СП

Урок 3.Рисование в цвете

Неправильно Не учтено направление долевой
нити. Полоски на юбке выглядят
естественно, но если распрямить
изделие, орнамент исказится.

Правильно Орнамент нарисован верно, с учетом направления
долевой нити на рукавах,
полочках жакета и юбке.

83

84

Примеры орнаментов
Есть много стилей печатных и тканых орнаментов, включая ряд типовых, которые стоит освоить. Орнаменты рисуют в том же порядке, что
и печатают: от нижнего слоя к верхнему. Места наложения цветных
пятен удобно прорабатывать акварелью или маркерами.

Тонкая полоска (пинстрайп)

Пунктирная полоска

Тонкая горизонтальная полоска

Простая тонкая клетка

Карандашная полоска

Полоска хикори

Средняя горизонтальная полоска

Клетка тэтэсол

Меловая полоска

Широкая и узкая полоска

Широкая горизонтальная полоска

Клетка гингем

Тентовая полоска

Райе

Широкая и узкая горизонтальная полоска

Разноцветная клетка

Двойная полоска

Полоска сирсакер

Горизонтальное райе

Пастушья клетка

Урок 3. Рисование в цвете

Гленчек

Горох

Цветочный принт

Леопардовый принт

Собачий зуб

Горох

Цветочный принт

Зебровый принт

Аргайл

Шахматная клетка

Цветочный принт (обойный)

Камуфляжный принт

Тартан

Оптический принт (двухцветный)

Скандинавский орнамент

Примитивный принт

Тартан

Оптический принт (многоцветный)

Огурцы

Елочка

85

86

3

Ткань

Передача типа ткани
Рисуя, учитывайте, что потом будете раскрашивать иллюстрацию. Это очень важно для воспроизведения типа ткани в цвете. Не зная свойств материала одежды,
вы можете легко ошибиться на этапе наброска. Не ждите прогресса, если не утруждаете себя варьировать линию или всегда пользуетесь только одним способом
раскрашивания. Тренируйтесь одновременно в линейном рисунке и раскрашивании, поскольку текстура ткани — важный элемент модного эскиза.
Как видно на рисунке ниже, толщина и мягкость ткани определяются по мелким
деталям. На рисунках А и В на с. 87 эти же контуры раскрашены однородным цветом и растушевкой, а диагональными линиями показана фактура ткани.
Упражняясь в раскрашивании, учитесь находить баланс линий и цвета для каждого вида ткани.
A Тонкая и жесткая ткань

B Более толстая и мягкая ткань

Не соединяйте
линии

Закруглите углы

Не соединяйте
линии

Не соединяйте
линии

Урок 3. Рисование в цвете

A

Однородный
цвет

Растушевка

Однородный
цвет + фактура
ткани

В

Однородный
цвет

Растушевка

Однородный
цвет + фактура
ткани

Растушевка +
фактура ткани

Растушевка +
фактура ткани

Растушевка + фактура ткани
на линейном рисунке В

87

88

4

Передача разных видов тканей

Тонкие и прозрачные ткани
Рисуйте их тонкими светлыми линиями, представляя, как их колышет легкий
бриз. Для прозрачных тканей учитывайте эффект наложения цветов.

Желтый

Розовый

Оранжевый

Чтобы у вас получилась ткань, а не стекло, регулируйте уровень прозрачности.

Далее варьируйте линии и плотность слоя краски, чтобы визуально разделить слои и показать их порядок (линии нижнего слоя в местах пересечения должны быть прерывистыми).

4. По краям ткани
оставьте незакрашенную
область.

1. Не закрашивайте кожу под
краями ткани.

2. Отделите тенью
открытую кожу
от прикрытой
тканью.

3. Сотрите линии
под тканью.

6. Местами не наносите краску,
как на шагах 1
и 4.

7. Растушуйте незакрашенные
области юбки.

Водостойким акрилом
и маркерами нанесите
плотный слой телесного
цвета: сверху его перекроют
следующие слои.

8. Нарисуйте белый край юбки.

Нанесите базовый
цвет акварелью
и маркерами.

5. Нанесите телесный
цвет акварелью, чтобы
показать прозрачность
ткани.

Урок 3. Рисование в цвете

9. Акварелью раскрасьте волосы
и нарисуйте макияж в подходящей
к одежде гамме.

10. Раскрасьте детали акварелью.

11. Разделите
слои карандашными линиями.

Уточните детали акварелью,
маркером и карандашом.

12. Карандашом
нарисуйте
кружево.

13. Добавьте акценты
маркером.

89

90

Вязаное полотно и трикотаж
Основное свойство этих тканей — эластичность. Они не годятся для
свободных моделей, поскольку под силой тяжести стремятся вниз.
Поэтому на них сложно делать вытачки и драпировки.
На рисунке важно показать тип и крупность вязки, учесть места соединения деталей одежды, вокруг которых образуются пружинистые
складки.

4. Им же подчеркните неровность вязаной
поверхности.

1. Серым маркером
наметьте складки
под грудью, на талии и на локтях.

2. С
 лоем белой
акварели смягчите
контраст складок.

3. Серым маркером
нарисуйте вертикаль­
ную драпировку.

Основные стежки
наметьте на
этапе рисования
карандашом.

Базовые цвета

5. Нанесите акварель.
Растушуйте и оставьте
края незакрашенными.

Урок 3. Рисование в цвете

6. Н
 аметьте стежки
цветным карандашом.

7. Добавьте еще
стежки.

8. Изобразите
неровный край
жилетки.

9. Карандашом
нанесите
фактуру на
утолщениях.

10. Тонкими линиями нарисуйте
рубчик.

11. Добавьте стежки цветным
карандашом.

12. Наметьте
сборки карандашом.

13. Серым маркером
добавьте тени
на складках.

15. Нарисуйте
блики на жгутах
акварелью.

16. Добавьте
завершающие
детали серым
маркером.

Нарисуйте
детали.

14. Уточните
контуры
карандашом.

91

92

Хлопок и деним
На хлопковой ткани легко образуются трудноудаляемые
складки, ложащиеся в форме
треугольника. На швах обычно
используется декоративная отстрочка — не забудьте наметить
ее тонкими линиями или пунктиром. Чтобы убедительно изобразить джинсы, обращайте внимание на фактуру поверхности,
линялости цвета индиго и мелкие
детали на бедрах. Работайте не
спеша и прилежно.

Нанесите телесный цвет
маркером.

2. Б
 оком грифеля
цветного карандаша
изобразите фактуру.

Цветными карандашами
изобразите фактуру поверхности.

Базовые цвета нанесите
акварелью.

Детали нарисуйте акварелью,
маркерами и карандашами.

1. Р
 ебра складок
не закрашивайте.

3. Л
 инялости на неровностях
и стежках наметьте
кончиком грифеля.

Урок 3. Рисование в цвете

4. Наметьте швы
на светлозеленой ткани.

5. Н
 арисуйте
четкие швы
на джинсах.

6. Серым маркером
добавьте
треугольные
тени.

7. Раскрасьте
заклепки
и пуговицу.

9. Обведите контуры,
складки и детали
карандашом.

8. Серым маркером
придайте объем,
добавив тень
на боку.

10. В
 завершение
добавьте блики
на металлические
детали.

93

94

Осенне-зимние ткани (1)
В целом осенняя и зимняя одежда
должна выглядеть уютно и создавать ощущение тепла. Используйте
плавные линии, особенно для
контуров и структурных линий
шерстяных изделий, не забывая
показать их толщину. Нанесите
базовый цвет с растушевкой и далее стремитесь как можно более
правдоподобно воспроизвести
характеристики ткани.

Наметьте окончательные контуры черным карандашом.

3. Коричневым
маркером коегде наметьте
ворсинки
твида.

4. Кончиком кисти
добавьте по контуру ворсинки
цвета слоновой
кости.

5. Плоской кистью наметьте
«елочку» белой
акварелью.

6. Нарисуйте
кружево на воротнике белой
акварелью.

Готовая цветовая
схема

1. К
 ладите акварель широкими мазками,
не обращая
внимания
на линии
и прочие мелкие детали.

2. Аккуратно рас­
тушуйте края
кистью с водой
и цветным
карандашом
изобразите
фактуру.

Уточнение и завершение деталей

Урок 3. Рисование в цвете

7. Белым карандашом имитируйте блеск.

8. Нарисуйте
прическу
и макияж.

9. Раскрасьте ноги
серым, пусть
телесный цвет
просвечивает.

10. Добавьте тени
серым маркером.

11. Имитируйте
блеск белым
карандашом.

12. Раскрасьте
пуговицы
коричневой
акварелью.

13. Цветом слоновой кости
изобразите
бутоньерку.

14. Нарисуйте
тени серым
маркером.

15. Обведите контуры черным
карандашом.

95

96

Осенне-зимние ткани (2)
Помимо шерсти, есть много осеннезимних материалов: стеганые, вельвет,
букле, габардин и велюр. Тренируйтесь
передавать их фактуру мелкими деталями по контуру и на поверхности.

1. Широкими мазками
нанесите акварель.
Некоторые края не
закрашивайте, чтобы
подчеркнуть свободное облегание.

Добавьте окончательные контуры
черным карандашом. Стеганый
орнамент на накидке наметьте
тонкими линиями.

2. Выполните растушевку акварелью,
имитируя текстуру
ткани.

5. Солнечные очки
и прическу нарисуйте акварелью.
3. Приглушите цвет
серым маркером.

4. Д ля эффекта пушистости оставьте
незакрашенным
широкий край.

Базовый цвет

Подчеркните
фактуру ткани

6. Подчеркните рельеф
стеганой ткани —
нанесите на нее тени
темно-коричневым
карандашом.

Урок 3. Рисование в цвете

7. Освещенные участки
закрасьте белым
карандашом.

8. Имитируйте рубчик,
чередуя белый карандаш и серый маркер.

9. Местами растушуйте акварель
на шарфе.

10. Кончиком кисти нарисуйте
бахрому.

11. Плоской кистью
и белой акварелью изобразите
по контуру фактуру габардина.

12. Черным карандашом добавьте
контрастные
линии.

13. Аккуратно наметьте
стежки цветным
или механическим
карандашом.

14. На контуре подчеркните впадины
стежков.

15. Уточните неровный край вельветовой юбки.

16. Нарисуйте тени
серым маркером,
чтобы придать
объем.

97

98

Кожа и мех
Кожа и мех бывают разных видов, в том числе
искусственные. Кожу можно условно разделить
на глянцевую и матовую, а мех — на длинный
и короткий. Все они разные, и отрабатывать
навыки их рисования очень полезно.

1. Тонким слоем нанесите базовый
цвет акварели.
Когда краска немного подсохнет,
положите поверх
темный цвет.

2. Отдельные
участки кожаного изделия
закрасьте однородным слоем
акварели.

3. Д ля пушистости
оставьте незакрашенным
широкий край.

4. Аккуратно
растушуйте
края кистью
с водой.

На финальном этапе карандашного рисунка изобразите ворс
меха и мягкие складки кожи.

7. Наберите на
растушевку
раскрошенную
белую пастель.
5. Отдельными
мазками имитируйте мех.

6. Акварельными
пятнами изобразите фактуру
замши.

Основные характеристики меха и кожи подчеркните на первом этапе раскрашивания.

8. Нарисуйте блики на складках.
Сотрите излишек пастели.

Урок 3. Рисование в цвете

9. Пройдитесь
по поверхности
черным
карандашом.

10. Кончиком кисти
изобразите
ворс на фоне
кожи.

11. Добавьте на мех
другой оттенок
кончиком кисти.

12. Приглушите
цвет и нарисуйте ворс
в тени.

13. Белой акварелью
добавьте блики
на складках.

14. Справа на складках изобразите
тени серым
маркером.

15. Точками нарисуйте фактуру
берета.

16. Растушуйте
замшу белым
карандашом.

17. Добавьте
отдельные
ворсинки меха
карандашом.

18. На затененной
стороне нарисуйте ворсинки черным
карандашом.

19. Обведите контуры черным
карандашом.

20. В завершение
уточните
контуры.

99

100

Блестящие ткани
Рисовать блестящие ткани по фотографиям
из модных журналов сложно, поскольку они
освещены несколькими источниками. Для
простоты выполнения модного эскиза используйте один источник. Еще советую делить
иллюстрации на две категории: с одним
источником света и с рассеянными бликами
от неопределенного источника. В первом
случае наиболее выгодно смотрится вертикальный блик от плеча до колена, подчеркивающий грудь.

На этапе линейного рисунка
учитывайте расположение
бликов.

1. Растушуйте
акварель
на складках.

4. Добавьте
на юбку отраженный цвет.

2. Наберите воду на
кисть и выберите
краску с освещенных участков.

5. Выступающие
участки не закрашивайте.

3. Обходите кистью блики.

На этапе нанесения базовых
цветов не закрашивайте области
растушевки и те, которые останутся белыми. Розовой растушевкой
показано отражение рассеянного
света, а непрокрашенные части
голубой юбки отражают направленный свет.

Проверьте свет и блики.

6. Кое-где добавьте
розовую краску
на растушеванные участки.

Урок 3. Рисование в цвете

7. Б
 лики от рассеянного света
наметьте белыми точками.

8. Д
 ля контраста
с бликами положите темный
розовый цвет.

9. Д
 обавьте на большие скопления
бликов более
крупные белые
точки.

10. П
 од незакрашенными участками
нарисуйте тень
серым маркером.

11. Изобразите
блики, как
на шаге 9.

12. Имитируйте
металлический
блеск.

13. Н
 арисуйте прическу и макияж
цветными карандашами.

14. Белилами
наметьте блики
на аксессуарах.

15. Нарисуйте
блики, как
на шаге 14.

16. В завершение
добавьте тени
серым маркером.

101

102

5

Компьютерная обработка

Изменение цвета
По модному эскизу будут шить изделия на продажу. Для коммерческого успеха необходимо
наличие одного и того же изделия в разных цветах. До окончательного выбора важно опробовать широкий диапазон цветов. Освоив компьютерную обработку модного эскиза, вы
откроете новые возможности дизайна одежды и сможете создавать презентации. Я приведу
пример, как сделать несложную обработку в Photoshop с минимумом действий.
* Подготовка: отсканируйте иллюстрацию с разрешением 150–300 точек на дюйм и кадрируйте изображение.
1. Коррекция
В диалоговом окне «Уровни» (рис. 1.2; Изображение
> Коррекция > Уровни)
настройте контраст, двигая
два крайних ползунка
к центру и наблюдая
за изменениями в окне
«Изображение» (рис. 1.1).
Откройте палитру «Слои»
(Вид > Слои) и кликните
на «Дублировать слой»
(рис. 1.4).
! Не забывайте сохранять
файл на каждом этапе.

1.2. Диалоговое окно
«Уровни». Двигайте
крайние ползунки
к центру
1.1. Отсканированное
изображение

2. Выбор области
Определитесь с предметом
одежды, цвет которого
хотите изменить. Выберите
инструмент «Волшебная
палочка» (рис. 2.1) и кликните на часть выбранного
объекта, где цвет наиболее
однородный. Пока мигающий пунктирный контур
(рис. 2.2) не обведет изделие полностью, используйте функции инструмента
«Волшебная палочка»:
«Добавить к », «Вычесть из»,
«Допуск», «Смежные пиксели» и т. д. (рис. 2.3). Закончите выделение (рис. 2.7)
добавлением и вычитанием с помощью инструмента
«Лассо» (рис. 2.5, 2.6).

1.3. Контраст после
коррекции

1.4. Дублировать
слой

Создать выделение

2.1

2.2. Мигающий пунк­
тирный контур

Добавить к выделению

Добавить

Вычесть из выделения

Вычесть

2.3. Настройка инструмента
«Волшебная палочка»

2.5. Настройка
инструмента
«Лассо»

! Всегда можно вернуться на шаг назад, выбрав
в меню «Отменить».
2.4. Продолжайте выделять нужную область, выбирая волшебной палочкой новые участки

2.6. Завершение выделения инструментом «Лассо»

2.7. Готовое выделение

Урок 3. Рисование в цвете

3. Изменение цвета
Выделив цветную область,
скопируйте ее (Редактирование > Копировать) и снова вставьте в изображение
(Редактирование > Вставить). Создайте новый слой
в палитре «Слои» (рис. 3.1).
Откройте диалоговое окно
«Цветовой тон / Насыщенность» (Изображение >
Коррекция > Цветовой
тон / Насыщенность,
рис. 2.3) и измените цвет,
двигая ползунки: Цветовой тон, Насыщенность,
Яркость (рис. 3.3, 3.4).

3.2. Диалоговое окно «Цветовой тон / Насыщенность»
3.1. П
 осле вставки
выделение
появится в новом
слое

3.3. К
 оррекция тона
4. Изменение цвета других вещей
Для каждого предмета
одежды выделите слой
«Фон» в палитре «Слои»
и выделите его, скопируйте
и вставьте. Нажмите «Дублировать слой» в палитре «Слои» и выполните
коррекцию «Цветовой тон /
Насыщенность» (рис. 4.1,
4.2) — это можно проделывать бесконечное число
раз. Выбрав подходящий
цвет, увеличьте изображение в диалоговом окне
«Размер холста» (меню
«Изображение») и создайте
страницу с презентацией
(рис. 4.3).

103

3.4. Изменяется только цвет
внутри выделения

4.1. Нажмите
«Дублировать
слой»

4.3. К
 омпьютерная обработка помогает изменять изображения

4.2.Повторите процесс со шляпой
и брюками

Урок

4

Конструирование
предметов одежды

106

1

Технический рисунок

Что такое технический рисунок?
Сам по себе модный эскиз не передает всех особенностей модели.
Технический рисунок — обязательный этап производства одежды.
Лаконичными линиями на нем показывают структуру модели и при
необходимости раскрашивают. Он предназначен для демонстрации
соотношений размеров, структуры и характеристик предмета одежды. Обычно добавляют еще и вид сзади.
Вид спереди

Модный
эскиз

Технический
рисунок

Вид сзади

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Длина и уровни
Прежде чем рисовать модель, ознакомьтесь с терминами, обозначающими длину
и уровень одежды. Словосочетания «высокая талия», «естественная талия» и «низкая
талия» говорят о крое топов и посадке брюк или джинсов. Термины «микро» и следующие за ними на иллюстрации ниже описывают длину юбок и пальто. Выполняя
технический рисунок, правильно выбирайте длину, не отвлекаясь на другие детали.
Старайтесь, чтобы фигура и одежда гармонировали.

Высокая талия
Естественная талия
Низкая талия /
талия на бедрах
Микро
Мини

Выше колена
До колена
Ниже колена

Миди/до середины икр

До щиколотки
Макси / в пол

107

108

Характеристики изделия
Кроме соотношений длины и силуэта, структуры и функциональности, в техническом рисунке следует учесть характеристики изделия. Рукав пиджака
на рис. 1 чисто отрисован и кажется технически точным, но это не так. Если
его отвести от изделия на такой угол, подмышка приподнимется вместе с ним
и на груди от внешней поверхности рукава до пуговицы образуются складки
(рис. 2). Чтобы показать характеристики модели пиджака, достаточно рисунка 3.
Но на спортивной одежде со свободным облеганием рукавов в таком случае
появятся складки под мышками.
1

3

2

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Иногда все варианты хороши (рис. 4, 5 и 6), тогда надо выбирать самый
целесообразный, лучше показывающий характеристики изделия.

4. С застегнутым лацканом
пальто выглядит совсем
иначе, чем с расстегнутым.
Выберите соответствующий
концепции дизайна вариант.

6. Как будто два разных изделия, хотя дизайн одинаковый. Левый используйте для
презентации и технологических инструкций, а правый
для этикетки и рекомендаций по пошиву.

5. Левый рисунок (со складками)
показывает, как вещь выглядит
в носке, а правый информативен для процесса пошива.

109

110

Каркасный шаблон

1

2

3

4/5

Любые модели одежды можно рисовать
в одном масштабе, используя как основу каркасный шаблон со стандартными
пропорциями (слева). Удобно сделать
его под несколько вариантов угла
рукава: большой для свободного облегания (1), средний для рукава реглан
или с ластовицей (2), маленький для
плотного облегания (3), вдоль тела (4)
и для двухшовного рукава, слегка
изогнутого (5).

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Шаблон для вида сзади. Линиями по краям
рукавов показаны разрезы на манжетах.
Плавно изгибающимся пунктиром, параллельным контуру рукава, покажите шов.

111

112

2

Этапы технического рисунка

Ниже показаны этапы технического рисунка от руки.
Вам понадобятся твердый карандаш, линейка, трафарет,
маркер, цветной карандаш и калька.

1. Положите кальку
на каркасный
шаблон.

2. Проведите осевую
линию карандашом.

3. Обведите контур
одной линией.

6. Обведите контуры
тонкой ручкой.

7. Прямые линии обводите по линейке,
а пуговицы по трафарету.

8. Полностью сотрите карандашные
линии.

9. Всё изделие закрасьте маркером,
светлым тоном
выбранного цвета.

10. Добавьте маркером темный слой,
обходя края.

11. Растушуйте темный цвет светлым маркером
из шага 9.

4. Проверьте симметричность по линейке с сеткой.

5. Нарисуйте контуры всех деталей
изделия.

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Базовый цвет
нанесен маркером.

12. Подчеркните нити
плетения ткани
серым карандашом.

13. Нарисуйте тени
под приподнятыми краями.

14. Добавьте блики на
пуговицы белой
акварелью или
ручкойкорректором.

15. Закрасьте все
ненужные линии
белой акварелью
или ручкойкорректором.

Имитация фактуры ткани
выполнена цветным
карандашом.

Законченный
рисунок

113

114

3

Технический рисунок на компьютере

Отдельные детали одежды
В технических рисунках от руки трудно соблюсти симметрию и нарисовать стежки.
Порой приходится всё переделывать. На компьютере рисунки выходят быстрее и точнее, а вносить правки очень просто. Ниже описано, как отрисовать пиджак в Adobe
Illustrator.
1. Подготовка
Отсканируйте эскиз технического рисунка, откройте
новый документ (Файл >
Новый документ) и вставьте
в изображение (Файл > Вставить). В палитре «Слои» (Окно
> Слои) проверьте, закреплен
ли активный слой (рис. 1.1)
и добавьте новый (рис. 1.2).
Выберите инструмент «Перо»
на панели инструментов
и установите красный цвет
обводки, чтобы она отличалась от контуров рисованного
эскиза.

1.1. Н
 ажмите на кнопку

«Закрепить»

1.2. Новый слой

1.4. Обводка: красный;
заливка: нет
2.1. Д ля каждой детали выбирайте свой цвет контура, чтобы
сразу видеть ее целиком

2. Рисование деталей
Инструментом «Перо» нарисуйте по отдельности детали
изделия, начиная с переда,
далее рукава, нижний воротник, верхний воротник,
карманы и пуговицы (рис. 2.1).
Рисуйте только правую сторону пиджака.
3. Симметричность
Выделите все нарисованные
детали, затем нажмите «Скопировать» и «Вставить» (рис. 3.1).
Откройте диалоговое окно
отражения (Объект > Трансформировать > Зеркальное
отражение) и выберите «По вертикали» (рис. 3.2). Расположите
отраженные копии деталей
изделия симметрично оригиналу (рис. 3.3). Нажмите «Выбрать
все» в меню «Редактирование»,
задайте черный цвет обводки и белую заливку (рис. 3.4).
Выберите самые тонкие линии
для рисования вытачек и других
мелких деталей и сделайте эскиз
невидимым, нажав на значок
глаза на палитре «Слои» напротив соответствующего слоя
(рис. 3.5). Удерживая клавишу
Shift, последовательно выберите
правую сторону переда и левый
воротник инструментом «Выделение» (черная стрелка) (рис. 3.6)
и поместите их на передний план
(Объект > Монтаж > На передний
план, рис. 3.7).

1.3

3.2. Выберите
«По вертикали»
3.1. Копировать/
Вставить

3.3. Д ля перемещения
более чем одного
объекта выберите
«Сгруппировать»
в меню «Объект»

3.4. Штрих: черный;
заливка: белая

3.5. С делайте эскиз
невидимым

3.6. Выделите правую
половину переда
и воротник

3.7. Симметричный
рисунок после
выведения на передний план

Урок 4. Конструирование предметов одежды

4. Модификация деталей
В настройках инструмента
«Перо» задайте пунктир
с длиной штриха 1 pt
и пробелом 2 pt (рис. 4.1)
в палитре «Обводка».
Нарисуйте стежки по краям воротника, передней
полочки и карманов
(рис. 4.2). Выполните заливку цветом каждой части.
Для удобства внесения
изменений создайте новый
слой для дополнительных
пуговиц. Инструментами
«Прямо­угольник» (рис. 4.3)
и «Перо» изобразите прямоугольный клапан кармана (рис. 4.4) и замените
им изначальный (рис. 4.5).
Скопируйте и вставьте
воротник, выделите опорные точки, которые хотите
переместить, инструментом «Прямое выделение»
(белая стрелка, рис. 4.6).
Завершите изменения
воротника.

4.1. Установите толщину
0,75 pt, поставьте
галочку напротив
«пунктира» и выберите длину штриха
и пробела

4.5. Дополнительные
пуговицы и измененный клапан

4.2. Аккуратные стежки, которые легко
рисовать и редактировать.

4.6. Расширение лацкана
инструментом
«Прямое выделение»

Конвертация цветов и добавление орнаментов
В программе Illustrator можно легко и быстро менять цвет и рисунок ткани.
Для этого достаточно выделить нужную деталь и выбрать новый цвет
на палитре заливки. Орнамент создайте заранее и сохраните его в «Образ­
цы». На компьютере рисунки получаются точными, как показано ниже,
к тому же он существенно расширяет возможности дизайнера одежды.

4.3

4.4. Новая деталь

4.7. Рисуя каждую
деталь на отдельном слое, легко
отслеживать все
изменения

115

116

4

Рисунки разных типов изделий

* Технические рисунки разных типов изделий приведены для примера.

Вязаные

Свитер в рубчик

Свитер с круглой
горловиной

Свитер с высокой
горловиной

Кардиган на пуговицах

Жилет с косами

Кардиган в рубчик с поясом
Свитер ажурной
вязки

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Трикотажные
Кофта с воротником
«хомут»
Толстовка

Юбка с оборкой

Кардиган

Толстовка
с капюшоном

Поло

Кофта с запа2хом

Леггинсы

117

118

Блузки и рубашки
Блузка без воротника

Блузка рубашечного
кроя

Свободная блузка
со шнуровкой

Рубашка с итальянским
воротником

Блузка с матросским
воротником

Блузка с жабо

Рубашка с лацканами

Рубашка в стиле
вестерн

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Платья
Стандартная талия

Платье с рельефными
швами

Высокая талия

Низкая талия

Платье до щиколотки
Платье-макси

119

120

Юбки
Ниже колена
с запа2хом
Узкая ниже колена
с разрезом

Баллон до колена

Мини на бедрах

Выше колена
с байтовыми складками

Плиссированная
до щиколотки

Расклешенная
до середины икр

Со сборками до середины икр

Годе до середины
икр

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Брюки
Зауженные брюки

Прямые брюки

Широкие брюки

Шорты

Джинсовые брюки

Брюки карго

Брюки галифе

Расклешенные
брюки

121

122

Пиджаки
Однобортный
с прямоугольными лацканами

Однобортный
с полузаостренными лацканами

Однобортный
с округлыми
лацканами

Двубортный
с заостренными
лацканами

С шалевым
воротником

Однобортный с полупрямоугольными
лацканами

Норфолкский

Кэжуал

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Легкие куртки и жакеты
Жакет

Блейзер с отделкой

Ветровка

Косуха

Бушлат

Бейсбольная куртка

Джинсовая куртка

123

124

Пальто
Тренч

Дафлкот

Балмакаан

С запа2хом

Урок 4. Конструирование предметов одежды

Нижнее белье
Бюстгальтер

Камисоль

Корсет

Пояс для чулок

Кофта
с американской
проймой

Комбинация

Майка

Трусы

Ночная рубашка

Чулки

125

Послесловие
Как ваши успехи?
В книге каждый разворот посвящен одной теме, чтобы можно было прочесть, понять
суть и сразу рисовать. Если возникли трудности — удобно пролистать назад. Книгой
можно пользоваться как учебником, методично выполняя все рекомендации, или как
справочником по конкретным вопросам.
Студентов, которые не знают, что рисовать, я стараюсь мотивировать. Я советую им
делать наброски разных идей, и постепенно их скетчбуки наполняются вариантами
дизайна. Это путь к раскрытию собственной креативности и хорошая практика рисования модных эскизов. Одни и те же изгибы линий, цвета и формы повторяются снова
и снова, появляются комментарии. Когда вы поймете ценность этой практики и начнете регулярно рисовать, ваши модные эскизы обретут индивидуальность и качество,
присущие работам успешных дизайнеров одежды. Модные эскизы обычно рисуют
за один раз, стараясь запечатлеть идею, пока она не исчезла. Если вам сложно воплотить свой замысел, попробуйте для начала копировать рисунки из книги. Результат
все равно будет делом ваших рук. Точную копию создать невозможно, и именно этим
интересны рисование и дизайн.
Для меня эта книга — дань благодарности. Моя муза пробуждалась от созерцания
великих произведений в книгах и альбомах из моей коллекции, а если бы не ободря­
ющие слова и поддержка многих людей, я бы никогда ее не написал. Это Дзюнко
Ямамото из Школы дизайна Кувасавы, которая вдохновила меня на эту книгу; Масатака
Оно и Киндзи Ватанабе из Daimaru Graphics, которые дали мне ценные советы, когда
я только начал писать; дизайнеры Нобору Окано и Мегуми Оияма, создавшие прекрасную верстку, несмотря на свою занятость; Мики Кобаяши из Swanky, предоставивший
фотографии моделей; Сотаро Хиросе — автор снимков к главе о материалах; и, конечно, Сачико Оба из Graphic-sha Publishing, которая постоянно подбадривала меня все
несколько месяцев, когда работа еле шла. Благодаря ей мне удалось закончить книгу.
Выражаю всем свою глубочайшую благодарность.
В завершение хочу искренне сказать спасибо вам, читатель. Буду счастлив, если вы
обретете с моей помощью крылья вдохновения и улетите на них в мир дизайна моды.

МИФ Арт
РИСОВАНИЕ И ХЭНДМЕЙД
ИСКУССТВО
КИНО И ФОТО
КРЕАТИВ
ДИЗАЙН И РЕКЛАМА
ВДОХНОВЕНИЕ

#miftvorchestvo
Подписывайтесь
на полезные книжные письма
со скидками и подарками:
mif.to/cr-letter
Все творческие книги
на одной странице:
mif.to/creative

miftvorchestvo

Издание для досуга
Серия «Fashion-иллюстрация»
Наоки Ватанабе

FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ
Техники для достижения профессиональных результатов
Шеф-редактор Ольга Архипова
Ответственный редактор Анна Кузьмина
Литературный редактор Ольга Свитова
Верстка Надежда Кудрякова
Верстка обложки Юлия Анохина
Корректор Надежда Болотина
Подписано в печать 21.05.2021
Формат 80×108/16. Гарнитура Myriad Pro
Усл. печ. л. 12,8. Тираж 3500 экз. Заказ №

ООО «Манн, Иванов и Фербер»
123104, Россия, г. Москва,
Б. Козихинский пер., д. 7, стр. 2
mann-ivanov-ferber.ru
facebook.com/miftvorchestvo
vk.com/miftvorchestvo
instagram.com/miftvorchestvo

Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография»,
филиал «Дом печати — ВЯТКА»
610033, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 122
gipp.kirov.ru

ОТ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА,
ОСОБЕННОСТЕЙ АНАТОМИИ
И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ТЕЛА ДО ПОДБОРА ЦВЕТОВ, ФАКТУРЫ,
ОРНАМЕНТОВ И ПРАВИЛЬНОЙ ИХ
ПЕРЕДАЧИ НА ЛИСТЕ
В создании моделей одежды очень важную
роль играет эскиз. Он помогает создать
представление о будущем внешнем виде
модели, и от его качества во многом зависит,
насколько точно вы сможете донести свою
идею. В fashion-иллюстрации главное —
не изображение лица и тела, а четко показанная модель одежды и верный подбор цветов.
Ведь именно по эскизу заказчик будет судить,
стоит ли воплощать вашу идею в жизнь.
Наоки Ватанабе обладает огромным опытом
в дизайнерском рисунке и двадцать лет преподает в Школе дизайна Кувасавы — одном
из лучших институтов моды в Японии. В его
книге подробно, с пошаговыми инструкциями, описаны все этапы и нюансы создания
fashion-иллюстрации: от технического рисунка, особенностей анатомии и изображения
человеческого тела до подбора цветов, фактуры, орнаментов и правильной их передачи
на листе.