Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений [Татьяна Матвеевна Казмалы] (fb2) читать постранично, страница - 10
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
Применение фуги Как самостоятельное произведение. Ей могла предшествовать прелюдия, фантазия или токката. Вместе с фугой они образовывают т.н. составную форму или 2-частный цикл (ХТК И.С.Баха) Как часть более крупной формы – в сюитах, мессах, ораториях, кантатах. В творчестве венских классиков – в сонатах, симфониях, концертах, вариациях. В лирической миниатюре (Шуман) и даже в операх (Верди, Вагнер, Глинка). Первый раздел Тема – относительно законченная музыкальная мысль, оформленная структурно. Проводится в одном из вступающих голосов фуги. Протяжённость темы – от 1 до 10 тактов.
Ответ – проведение темы в другой тональности (для мажора – тональность D, для минора – d). Бывает реальный ответ (без изменений в тональности D) и тональный (изменены начальные звуки темы). Противосложение – контрапункт к ответу, обычно в характере темы, как её продолжение Интермедия – полифоническое построение, находящееся между проведениями темы. Её протяжённость – от 2 до 16 тактов. Средняя часть Признак средней части – проведение темы в параллельной тональности. Тема может проводиться в любых тональностях I степени родства, кроме S. Применяются имитации, модуляции. Может применяться стретта – (лат. «сжато, сокращённо» – проведение темы в виде имитации или канона). В конце средней части возможен органный пункт D. Заключительная часть Тема проводится в основной тональности, обычно на forte. Количество проведений темы – столько же, сколько в экспозиции (1-ом разделе). Заключение может начинаться со стретты. Кода Кода – дополнительное построение после заключительного каданса, часто на тоническом органном пункте.
Методические указания для выполнения задания. При анализе фуги в первую очередь обратите внимание на тему (каков ее характер и протяженность). Определите тип ответа – реальный или тональный, объясните, почему использован тот или иной вид ответа. Найдите все проведения темы, обратите внимание на ее преобразования. Выясните, является ли противосложение удержанным или нет. Определите границу экспозиции и разработочно – репризной части фуги, помня о том, что окончание экспозиции может не совпадать с границей первой части фуги. Чтобы определить окончание первой части фуги, надо найти каденцию, завершающую первую часть. Найдите интермедии. Выясните, имеются ли в фуге дополнительные проведения или контрэкспозиция. При анализе разработочно-репризной части подробно рассмотрите тональный план этого раздела, обратите внимание на преобразования темы, стреттные проведения, определите вид стретты (простая или магистральная). ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для более конструктивного подхода к анализу музыкальных произведений (особенно на начальном этапе изучения данного предмета) рекомендуем пользоваться следующим планом: План целостного анализа произведения Композитор, краткие сведения о нём, его эпохе Жанр произведения, программность (если есть) Форма произведения (название и тип формы) Анализ: – идея, тема, содержание, музыкальные образы – структура произведения, форма в целом, строение каждой части – выразительные средства (мелодия, гармония, ритм, штрихи и др.) – отметить типичные черты, подчеркнуть индивидуальность, неповторимость.
БИБЛИОГРАФИЯ
Анализ вокальных произведений. Под редакцией Коловского. Л., 1988 г. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып. 1. М.: Музыка, 1995 г. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979 г. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967 г. Музыкальная форма. Под общей редакцией Ю.Н.Тюлина. М.: М.: Музыка, 1965 г. Способин И.В. Музыкальная форма (6-е издание). М.: Музыка, 1980 г. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. (2-е издание). М.: Музыка, 1969 г.
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРДЫ.
Последние комментарии
49 минут 16 секунд назад
14 часов 43 минут назад
16 часов 16 минут назад
20 часов 9 минут назад
20 часов 14 минут назад
1 день 1 час назад