Реальный Сократ: слуга и знамя Диониса [Олег Владимирович Ермаков] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

путем служения Аполлону
на «поприще Муз», поскольку философия была для него высочайшим из искусств.
В.С. Нерсесянц. Сократ
Грек ранней стадии эллинской истории, грек гомеровский, воспринимал жизнь по-аполлоновски:
он смотрел на блестящий мир явлений, на то, что индусы называют обманчивым покрывалом Майи,
и принимал его за подлинную жизнь. Мир этот он мыслил во множественности, в формах времени
и пространств, — в том, что Шопенгауэр называет principium individuationis. «В этой форме, —
говорит Шопенгауэр, — человек видит не существо вещей, которое едино, а только его проявления, —
особенные, раздельные, бесчисленные, многоразличные, даже противоположные». Человека с таким
жизнеотношением Ницше, вслед за Шопенгауэром, уподобляет пловцу средь бурно ревущего моря.
Беспредельное море, бушуя и воя, вздымает и опускает водяные горы, а пловец спокойно сидит в лодке,
доверяясь утлому своему суденышку, не чувствуя ужаса от бушующей кругом беспредельности. Так
посреди мира мучений спокойно живет в своей отдельности человек, доверчиво опираясь на principium
individuationis, на восприятие жизни в формах времени и пространства: безграничный мир, всюду
исполненный страдания, в бесконечном прошедшем, в бесконечном будущем, ему чужд, даже кажется ему
фантазией; действительно для него только одно — узкое настоящее, ближайшие цели, замкнутые
горизонты. // В этой иллюзии держит человека Аполлон. Он — бог «обманчивого» реального мира.
Околдованный чарами солнечного бога, человек видит в жизни радость, гармонию, красоту, не чувствует
окружающих бездн и ужасов. Страдание индивидуума Аполлон побеждает светозарным
прославлением вечности явления. Скорбь вылыгается из черт природы. Охваченный
аполлоновскою иллюзией, человек слеп к скорби и страданию вселенной.
В.В. Вересаев. Аполлон и Дионис
Дионис касается души человеческой, замершей в чудовищном ужасе перед раскрывшеюся бездною.
И душа преображается. В священном, оргийном безумии человек «исходит из себя», впадает
в исступление, в экстаз. Грани личности исчезают, и душе открывается свободный
путь к сокровеннейшему зерну вещей, к первоединому бытию.
Там же
Силен — сын Пана или Гермеса и нимфы. Местом рождения Силена, играющего роль в сказаниях
о Дионисе, считается во многих сказаниях Фракийская Ниса, где он был царём. Здесь он вскормил
и воспитал Диониса, которого посвятил во все знания и искусства, научив, между прочим,
виноделию и пчеловодству, и с которым жил в теснейшей дружбе.
Википедия
Пьяный Алкивиад в диалоге «Пир» говорит, что Сократ похож на силена внешне, что представляется им
как факт, не требующий доказательств. Но также Алкивиад сравнивает Сократа с фигуркой силена, внутри
которой хранятся драгоценности. Этот концептуальный образ становится классическим -довольно

5

отвратный внешне, но хранящий прекрасное внутри. Далее Алкивиад развивает свою мысль, вспоминая
тот же миф о Марсии, который игрой на флейте завораживал людей. Сократ по словам Алкивиада
обходится без флейты, но своими речами он так действует на людей, что учащается биение сердца,
а из глаз льются слезы. // При жизни Сократа само собой никто не ваял, лишь победители Олимпийских
игр удостаивались такой чести и... боги, конечно. Сократ стал известен лишь с появлением
произведений Платона и Ксенофонта. То есть все изображения Сократа были сделаны посмертно и
основаны исключительно на литературном описании. Возможно, что «Пиры» Платона
и Ксенофонта стали главным пособием для изваяния Сократа, где тот сравнивается
с Силеном во всех его ипостасях: мифологической и предметной.
Игорь Верасмус. Силен — Сократ

Известно, что Сократ определял смысл своей жизни как
«служение Аполлону на поприще Муз». Сомневаться
в этом не приходится, поскольку вся известная нам его
история мистически связана с Фебом и самый призыв его
оракула «Познай самого себя» был жизненным кредо
Сократа. Но кончив тем, мы никогда не постигнем, кем
был величайший философ истории. Ведь Аполлон, бог
обманной физической зримости, Солнца-Ума — лишь
облатка древнейшего бога Луны ДИОНИСА:
Огня Творца, Сердца В|СЕЛЕН|ной. Ему под личиною
Феба служил и его одного чтил ПО СУТИ Сократ.
Мифология Греков богата богами. Но ставя их в ряд
по практической ценности нам, первый в нем — Дионис,
тень при нем как Огне — Аполлон; ниже — прочие.
Первый из них знаМЕНует таимую вечную
сущность вещей, второй — зримость их бренную.
Хаос, ТЬ|МА-МА|ТЬ, и ГарМОНия, ТАЙНа и явь — вот что есть
два сих бога; и, рек Гесиод нам, Гармония есть дитя Хаоса.
Хаос в лице Диониса — ядро Эл|ЕВ|СИН|ий, начальных
ЭлЛАДе. Мистерьи Луны, МЕНЫ (греч.), СЕРПа смертных
в лице ПЕРСефоны (у Римлян она Про'SERP'ина) —
мистерьи хтоничного ВАКХА-ИАКХА, согласного ей
вожака МЕНАд, ВАКХОВЫХ МУЗ. И как в Сущем
Земля — плод Луны, коя зрящим есть СИНтез всего,
так в земном мире пРОЗа с комедией, Фебовы дети,
идут от